Работу современных складов невозможно представить без эксплуатации спецтехники – вилочных электропогрузчиков, самоходных гидравлических тележек, ричтраков и штабелеров, предназначенных для подъема и перемещения тяжелых товаров. Все эти виды оборудования схожи тем, что, во-первых, их вилы имеют стандартные размеры под габариты поддонов (паллет) с коробками и другими грузами, во-вторых, их моторы питаются от мощной тяговой батареи.
Аккумуляторы 24В для складской техники отличаются от обычных автомобильных АКБ не только размерами и большей емкостью, но и тем, что предназначены не для пуска двигателя, а для его длительного обеспечения энергией в условиях интенсивной нагрузки. Современные батареи для вилочных погрузчиков и штабелеров не боятся полной разрядки, рассчитаны на полную рабочую смену, имеют продолжительный ресурс.
В продаже можно встретить тяговые аккумуляторы для штабелеров и погрузчиков десятков и сотен моделей, отличающиеся по таким характеристикам, как форма и габаритные размеры, количество ячеек и номинальное напряжение, число допустимых циклов «заряд-разряд» и тип электролита. В зависимости от последнего критерия все такие АКБ делятся на 4 вида:
• щелочные;
• кислотные;
• гелевые;
• литий-ионные.
Самый старый и редко используемый вариант – батареи для спецтехники с электролитом на основе водного раствора щелочи, имеющие ресурс не более 1000 циклов полной зарядки и разрядки. Самый распространенный тип – кислотные тяговые аккумуляторы – их ресурс чуть выше и составляет 1500 циклов. Это недорогой вариант, к тому же, очень простой в обслуживании.
К современным типам АКБ для вилочных погрузчиков относятся гелевые и литиевые (литий-ионные) батареи. Первый вид является улучшенной версией классических кислотно-свинцовых аккумуляторов: жидкий электролит заменен на специальный гель, что позволило снизить требования к условиям зарядки. Второй вид состоит из li-ion элементов, имеет повышенный ресурс, до 3000-5000 циклов «заряд-разряд» и заряжается всего лишь за 2-4 часа, по сравнению с 6-14 часами у более дешевых аналогов.
В отличие от стартовых АКБ для автомобилей тяговые аккумуляторы для штабелеров и погрузчиков более надежны и долговечны, но только при условии правильного соблюдения условий их эксплуатации. Так, емкость может сильно падать, если складская спецтехника регулярно используется в мороз. Ресурс, выражаемый в количестве циклов заряда, зависит не только от типа электролита, но и от наличия добросовестного и своевременного технического обслуживания. В среднем, он составляет около 1500 полных циклов «заряд-разряд».
Хранение не используемых тяговых аккумуляторов для вилочных погрузчиков и складских штабелеров вне спецтехники допускается как в сухом виде, так и с заправленным электролитом. В первом случае АКБ может складироваться без потери изначальных характеристик в течение 1 года, при условии, что она находится в оригинальной заводской упаковке, при температуре не более +35 градусов тепла. Во втором случае следует поддерживать температуру не более +20 градусов, допустимый срок хранения составляет 9 месяцев.
Не стоит хранить тяговые аккумуляторы для штабелеров и погрузчиков в полностью разряженном состоянии – это приводит к сильному снижению их емкости. Кроме того, не рекомендована эксплуатация частично заряженной батареи. Зарядка кислотных АКБ должна осуществляться в специально отведенном для этого помещении без доступа посторонних, с мощной принудительной вытяжной вентиляцией – это связано с тем, что нагретый электролит выделяет вредные для организма пары. В процессе зарядки крышка батарейного отсека спецтехники должна быть открыта.